Задайте вопрос карьерному консультанту в вашей области 
Инновационный менеджер

Пионер от бизнеса

Инновационный менеджер - скорее призвание, чем профессия. Здесь недостаточно только чему-то научиться. Необходим соответствующий склад характера, способность браться за нечто новое, кажущееся другим невозможным, а затем делать это обычным, хорошо известным и даже неотъемлемым. И главное - не бояться потерпеть неудачу.

Инновационный менеджер

Общее описание

Инновационный менеджер (от англ. innovation – нововведение) – это человек, способный реализовать новую идею, инициировать практическое осуществление и в конечном итоге превратить ее в жизнеспособный рентабельный продукт. От профессионализма и мастерства таких людей во многом зависит успех большинства инновационных проектов.

В зависимости от рода деятельности компании, задачи подобного специалиста могут быть самыми разными: от разработки продуктов на основе высоких технологий до создания потребительских товаров, обладающих уникальными свойствами. По мнению исполнительного директора компании Forecsys Юрия Чеховича, инновационный менеджер – это скорее призвание, чем профессия. В первую очередь, необходим соответствующий склад характера, наличие у человека способности браться за что-то, кажущееся на первый взгляд неосуществимым, а потом превращать «бестелесную» идею в известный бренд.

Образование

«В первую очередь, инновационный менеджер должен быть профессионалом в той технологической области, в которой он ведет проекты, – рассказывает Юрий Чехович. – Кроме того, желательно иметь дополнительное образование в области управления. Но именно в таком порядке».

Инновационный менеджер должен быть профессионалом в той технологической области, в которой он ведет проекты.

Ценятся выпускники с хорошей технической подготовкой: МГУ, МГУПБ, МГТУ им. Н. Э. Баумана, МИТХТ им. М. В. Ломоносова, МФТИ, МИФИ. Что касается управленческого образования в инновационной области, то его можно получить, например, в Академии народного хозяйства при Правительстве РФ (факультет инновационно-технологического бизнеса) и Институте инноватики и логистики Государственного университета управления.

Некоторые вузы пытаются «убить двух зайцев» и готовят таких специалистов в области высоких технологий, которые вдобавок обладают набором знаний в сфере управления инновационными проектами. В качестве примера можно привести факультет инноваций и высоких технологий в МФТИ. Насколько удачным окажется подобный опыт, покажет время.

Смежные карьеры

Существует несколько путей «вхождения» в профессию. Юрий Чехович условно разделяет существующих специалистов на две группы: «профессионалы» и «любители». «Профессионалы» – это менеджеры, которые получают профильное образование (управленческое, финансовое, экономическое) и, не очень разбираясь в предметной области, пытаются управлять инновационными проектами.

«Любители» – специалисты, пришедшие из науки и пытающиеся «продвинуть» свою разработку на рынок. Это могут быть ученые, занимавшиеся исследованиями и созданием новых продуктов (технологий, лекарственных препаратов, программных систем и т. п.). Этой профессией овладевают и те выпускники технических вузов, которым интереснее заниматься не исследованиями и разработкой, а продвижением того, что уже создано их коллегами.

С таким мнением согласна Елена Семенова, Senior Consultant консалтинговой компании по поиску и подбору профессионалов высшего и среднего управленческого звена HRG: «Приходят из науки, как правило, после опыта работы в фундаментальных зарубежных исследовательских центрах, а также специалисты, которые занимались развитием бизнеса, были business development manager и имеют соответствующую подготовку и квалификацию. Особенно часто в эту профессию приходят специалисты из технологического или инжинирингового отделов западных компаний, занимавшиеся инвестиционными проектами и разработкой новых продуктов».

Однако в чистом виде оба пути ущербны, считает Юрий Чехович. Необходимо либо тесное сотрудничество «профессионалов» и «любителей» в рамках одного проекта, либо приобретение специалистами дополнительных знаний и недостающих навыков.

Для того чтобы попасть в мир инновационного менеджмента, руководитель отдела Search&Selection компании HRG Галина Казанджий советует потенциальным кандидатам поддерживать постоянный контакт с кадровыми агентствами, занимающимися поиском профессионалов в инновационные структуры крупнейших международных компаний.

Функциональные обязанности

  • Изучение рынка, выявление потребностей в новых материалах, продуктах, услугах технологиях и т. п.
  • Расчет потенциальной емкости рынка.
  • Генерация, поиск и предварительная оценка идей.
  • Мониторинг и своевременное усовершенствование технологических процессов.
  • Правовая защита инновационного проекта.
  • Разработка концепции проекта, маркетинговой стратегии и анализа бизнеса.
  • Поиск оборудования для производства материалов, ведение переговоров с поставщиками, заключение контрактов на поставку.
  • Работа с предприятием-изготовителем по выработке технологии производства новой продукции.

Навыки

Управление инновациями – искусство, сочетающее в себе знание предметной области, в которой реализуются проекты, навыки руководства высокорискованными предприятиями, а также умение собрать команду и сплотить ее вокруг общей идеи.

«Главные качества инновационного менеджера – обширный кругозор и восприимчивость, – утверждает Юрий Чехович. – Он должен обладать компетенцией по достаточно широкому кругу вопросов, а также навыками работы на различных позициях, уметь быстро усваивать новые знания и полезный опыт».

Поскольку инновационная деятельность подразумевает работу в области новых технологий и продуктов, необходимо разбираться в вопросах управления правами на интеллектуальную собственность, а также защиты указанных прав, знать особенности российского и зарубежного законодательства в этой сфере. Большим плюсом для соискателей является опыт организации и проведения научных исследований, умение моделировать различные процессы и управлять ими, владение английским языком, основами финансового планирования и бухгалтерского учета.

Плюсы и минусы

По мнению Юрия Чеховича, положительные и отрицательные стороны профессии обусловлены особенностями, связанными с реализацией нового проекта. С одной стороны, есть шанс серьезно вырасти вместе с ним и компанией, с другой – всегда существует риск, что инновация окажется неудачной. Поэтому нужно заранее сформулировать для себя описание признаков (событий, условий, рисков), при появлении которых следует закрыть проект.

Безусловным плюсом профессии является то, что в процессе работы становишься экспертом в одной или нескольких областях, начинаешь отличать проекты, имеющие хорошие перспективы реализации, от бесперспективных.

К минусам профессии можно отнести негарантированную занятость.

По мнению Галины Казанджий, к достоинствам профессии можно отнести и тот факт, что инновациями в России занимаются в первую очередь крупные и успешные компании, способные предложить профессионалам не только достойную компенсацию, но и безграничные возможности для творчества. Кроме того, потребность в таких специалистах увеличивается. «Это очень интересная и разнообразная работа, сложные задачи и постоянный поиск нового, – рассказывает Елена Семенова. – Очень часто за инновации в компании отвечает один человек, поэтому он всегда находится на виду, и у него больше шансов для успешного развития карьеры, для того чтобы проявить себя».

К минусам профессии можно отнести негарантированную занятость. В России до сих пор невелико число компаний, имеющих R&D-центры (в основном это крупные западные корпорации, ориентирующиеся на создание и производство локальных продуктов и торговых марок), поэтому круг вакансий для специалистов весьма органичен. А в ситуациях уменьшения расходов программы по инновациям и, соответственно, люди, которые ими занимаются, служат первыми кандидатами на сокращение. Кроме того, из-за постоянного напряжения, необходимости каждый раз «выдавать на-гора» что-то новое, существует высокий риск профессионального выгорания.

Оплата труда

Зарплата начинающего специалиста – $1500–2000. Предпочтение отдается выпускникам с техническим, биологическим или химическим образованием. В лидирующих компаниях, занимающихся контрактными научными исследованиями или разработкой коммерческих продуктов, например в ведущих биотехнологических компаниях, уровень дохода менеджера составляет $2000–2500. Зарплата инновационного менеджера с опытом работы от 2–3 лет – $2000–5000. Иногда собственники компаний предлагают успешным специалистам и значительно больший размер компенсаций.

Перспективы

Менеджер, имеющий за плечами один или несколько успешных инновационных проектов, чрезвычайно востребован на рынке труда. Особенно если учесть, что в нашей стране только сейчас начали уделять внимание подготовке специалистов в этой области, и еще неизвестно, каким будет качество образования у профессиональных инновационных менеджеров первых выпусков.

Специалист по инновационным проектам в дальнейшем может претендовать на позицию директора по качеству, исполнительного директора, директора отдельного направления или директора по разработкам. «В целом, профессиональные перспективы инновационного менеджера во многом зависят от того, какие средства компания будет готова инвестировать в разработки по выпуску локальных брендов», – считает Галина Казанджий.


Статьи в рамках проекта «Энциклопедия карьеры» компании HeadHunter носят справочный характер и во многом опираются на базу знаний, накопленную редакцией онлайн-журнала HEADHUNTER::Magazine (2005–2006 гг.). Формат издания в настоящее время изменен для того, чтобы пользователи ресурса могли получать актуальную консультационную информацию по поиску работы. Мы заинтересованы в расширении экспертной базы энциклопедии и будем благодарны читателям за замечания, предложения, возражения, примеры, уточнения, исправления. Вы можете присылать их в редакцию по электронной почте content@hh.ru, через письмо в редакцию или оставлять в форумах под статьями. Редакция энциклопедии внимательно рассмотрит все правки и внесет необходимые изменения в тексты статей. Таким образом мы рассчитываем создать ресурс, аккумулирующий опыт и экспертизу наших читателей – как соискателей, так и профессионалов в области рекрутмента. Мы с большим удовольствием укажем в текстах имена наших внештатных редакторов (разумеется, с их согласия).

С уважением, редакция «Энциклопедии карьеры»

Оформить подписку